О родительских ошибках, из-за которых дети вырастают склонными к зависимостям
«Мой сын пьет» — с этой жалобой чаще всего приходят к священнику или психологу матери людей, страдающих алкогольной зависимостью. И мало кто догадывается, что плодотворную почву для того, чтобы этот тяжкий недуг поразил их близких, они подготовили сами. О родительских ошибках, из-за которых дети вырастают зависимыми людьми, на лекции «Роль семьи в формировании зависимостей и избавлении от них» говорил кандидат богословия, член правления Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», настоятель храма в честь Архангела Михаила г. Талдом Московской епархии протоиерей Илия Шугаев. Лекция прошла в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Социальное партнерство в сфере утверждения трезвости и профилактики алкоголизма».
Картина мира
Отец Илия начал свой рассказ с утверждения, что именно семья оказывает наибольшее влияние на формирующуюся личность. Общество, школа, государство, историческая эпоха — всё это накладывает свой отпечаток на человека, но решающее значение имеет то, что происходит в семье. И начинается это влияние в самом раннем возрасте — когда ребенок еще лежит в колыбели.
— В период от нуля до трех лет формируется картина мира человека и доверие к миру, — пояснил священник. — Как это происходит? Если ребенка что-то беспокоит, он подает сигнал в мир плачем, появляется мама и решает проблемы. Ощущения младенца в этот момент: «Я лежу в центре мира, меня окружает любовь». Если мама игнорирует сигналы ребенка, картина мира у такого малыша выглядит так: «Я лежу в центре пустыни, вокруг меня никого нет, но где-то далеко проходят какие-то люди, и если сильно кричать, они подойдут и помогут. Но миру я безразличен».
Понять, какая картина мира сформировалась у годовалого малыша, можно по тому, как он отпускает маму из комнаты. Если спокойно, будучи уверенным в том, что она вернется, у такого ребенка больше шансов вырасти устойчивым к зависимостям. Представления же о мире как о враждебной и равнодушной среде — благоприятная почва для развития зависимостей. Находиться в таком мире невыносимо, и человек уходит из него — в компьютерные игры, наркотические грезы, алкоголь.
Отец Илия рассказал и о том, как он едва не «испортил» собственных детей.
— Однажды я попробовал дома «закрутить гайки». Надо было высвободить время для научной работы, это мог быть только вечер, когда все улягутся спать и я, наконец, смогу поработать в тишине. Но попробуйте быстро уложить спать нескольких разновозрастных дошколят. Я был строг, использовал приказной тон, позволял себе угрозы наказанием. И что бы вы думали? Через несколько дней общения в таком ключе, когда я детей не укладывал, а разгонял по койкам, у них полезли страхи: пауков, темноты, закрытых дверей. Я сказал себе: «Стоп! Так дело не пойдет». Вернул сказки на ночь, обнимание, ласковое обращение. Но бесследно этот опыт для семьи не прошел. Неуверенность в родителях — страшная штука, она разрушает мир ребенка. Ребенок должен быть уверен, что если с ним случится беда, родители его спасут и пожалеют. Стоило мне только сказать: «Пикнешь — и получишь», как из мира на моих детей повеяло холодом. И им стало очень страшно жить.
Негде быть мужчиной
Следующий важный возрастной этап в формировании личности — 4–6 лет. По словам отца Илии, в это время у мальчиков в игровой форме происходит становление мужественности. Мальчишкам очень нужны игры «в войнушку», занятия с отцом мужскими делами, они уже в этом возрасте должны начинать осваивать инструменты — не игрушечные пластиковые аналоги, а настоящие.
— В нашей стране колоссальный недостаток мужского воспитания, — добавил к этому священник. — В первые три года жизни мальчик остро нуждается в маме, но после трех лет ему рядом нужен мужчина. Не случайно в аристократических семьях у отроков были не няньки, а дядьки — воспитатели мужского пола. Было понимание, что женщина мужчину не воспитает.
Именно из мальчиков, не получивших настоящего мужского воспитания, по словам лектора, часто вырастают игроманы. Играя в жесткие «стрелялки», подросток чувствует себя не маменькиным сынком, а сильным, смелым, умным суперменом. Здесь ему скучно, его мужские качества не востребованы — и он уходит в иллюзорный мир.
По мнению отца Илии, совместное обучение мальчиков и девочек — еще один фактор, отрицательно сказывающийся на устойчивости к зависимостям. То, что девочки психологически развиваются быстрее мальчиков-одногодок, известно давно. И не случайно в дореволюционной России практиковалось раздельное обучение.
— Психологически мальчишкам в школе тяжело, — пояснил священник. — Во-первых, вся система преподавания в школе ориентирована на девочек: эти бесконечные палочки, буковки, «сиди ровно», «отвечай, когда спросят». Детям прививают аккуратность, усидчивость, но это женские черты — мальчишкам нужно другое. У них потребность проявлять любознательность, смелость, стремление к открытиям. Обратите внимание, практически всегда в школьные годы лидирующие позиции в коллективе занимают девочки. Как эти девочки отзываются о мальчиках? «Они лентяи, на них нельзя положиться, у них ветер в голове, им лишь бы побегать и подраться». А как чувствует себя мальчик, когда к нему так относятся? Он ощущает ущербность. И как еще он может в таких условиях о себе заявить? Только через хулиганский протест.
Получается, у мальчика в этом возрасте ни дома, ни в школе практически нет возможности проявить мужественность по-настоящему, и он реализует ее либо в компьютерных играх, либо через асоциальное поведение.
Не нотации, а диалог
Следующий важнейший этап — 11–14 лет. Это тот самый переходный возраст, которого обычно так боятся родители. Действительно, во взрослеющем человеке в это время многое меняется. До одиннадцати лет он как губка впитывает знания, а затем его мышление изменяется — важнейшим способом общения для него становится диалог. В школе этот метод практически не используется. Система настроена на то, чтобы «вбить» нужные знания в голову ученика. А подросток этой системе сопротивляется. Начинаются проблемы с успеваемостью. Как же исправить ситуацию? Отец Илия рекомендует: задавайте подростку вопросы.
— В этом возрасте человеку уже пора задумываться над самыми главными вопросами бытия: «кто я?», «для чего я живу?». В школе ему их не зададут, если только на его пути не встретится настоящий учитель. Поэтому опять-таки решающий фактор — семья. Для того чтобы вести с ребенком разговоры на такие серьезные темы, родители сами должны иметь для себя ответы на эти вопросы. Пока человек не разобрался, кто он в этом мире и для чего живет, он очень уязвим для зависимостей. А еще очень важно, что без умения строить диалог нет не только настоящего общения с людьми, но и богообщения. Ведь вера — это общение личности с Личностью.
О чем говорить с ребенком?
— Если я захочу заглянуть в душу ребенка, я поинтересуюсь, какую музыку он слушает, — сказал собравшимся отец Илия. — Попрошу дать послушать и спрошу: «Что тебе в этой песне нравится?», «Что ты думаешь по поводу этого?», «А ты согласен с этим или нет?». Некоторые родители возмущаются: да они такую ерунду сейчас слушают! Как вообще можно тратить на это время?! А вы представьте ситуацию: я иду по улице и вижу, что мой ребенок сидит на навозной куче. Если я начну орать: «Вылезай оттуда немедленно! Ты что, с ума сошел? Ты меня позоришь!» — чего я добьюсь? Ребенок слезет и, понурив голову, пойдет домой. А если я спрошу: «Ты чего там делаешь?», то услышу: «Папа, представляешь, тут цветы растут!». А ведь я мог даже не узнать об этом…
Таким образом, почву для зарождения зависимостей готовит семья, а семена сеет окружающая среда. Фильмы, в которых герои пьют и курят, магазины, в которых алкогольная продукция стоит на самых видных местах… Отец Илия пояснил: люди пьют алкоголь не потому, что у них есть в этом внутренняя потребность, а потому, что она создана для них и навязана им извне. Живущий полноценной жизнью, самодостаточный человек не будет потребителем того, что наносит ему вред, потому что у него нет в душе дыры, которую надо заливать «обезболивающим», чтобы горечь восприятия мира на время отступала.
Три ошибки воспитания
Как же формируется самоценность личности? Отец Илия назвал три ошибки, которые чаще всего допускают родители.
Первая — условная любовь, заключающаяся в том, что ребенка любят не как уникальную личность, а за что-то: послушный, красивый, хорошо учится и тому подобное.
Вторая — сравнения. Каждая личность — бесконечный непознанный мир, поэтому сравнивать с другими людьми никого не надо. Здоровый родительский посыл таков: «Я люблю и ценю тебя таким, какой ты есть». Фразы типа «А вот Маша больше старается в учебе» или «Вова так никогда не поступил бы» не мотивируют, а разрушают личность ребенка. Правильно сказать так: «Мне не нравится твой поступок, и я объясняю тебе, почему, но я все равно тебя люблю».
Третья — оценки. Можно оценивать талант человека, его способности, но не саму личность. Навешивая ярлыки — «двоечник», «бестолочь», «неумеха», родители выбивают почву из-под ног ребенка. Правильно другое отношение: «Да, ты получил двойку, но школа для того и нужна, чтобы учиться. Исправишь, научишься». Можно спросить: «Что, как ты считаешь, нужно сделать, чтобы этого больше не повторялось? Что тебе помешало получить более хорошую оценку?». Эта позиция близка к святоотеческой — ненавидеть грех, но любить человека.