На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Детские страхи и пути их преодоления

Страх – психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность.

Для большинства детей характерно наличие страхов, многие из них проходят со временем и вызывают во взрослом возрасте лишь улыбку. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.

Все дети испытывают страх, тревогу, беспокойство или смущение – чувства, которые возникают у каждого человека в процессе его роста и развития.

Существует понятие возрастных страхов – типичных для определенного этапа развития и отражающих познания детей об окружающем мире. Такие страхи являются возрастной нормой, полезны, когда точно выполняют свои функции, а потом исчезают. Однако постоянные или усиливающиеся страхи ребенка, с которыми не удается справиться, могут негативно влиять на развитие ребенка.

Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов:

ü наличие страхов у родителей;

ü тревожность в отношениях с ребёнком;

ü избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество запретов, а также многочисленные угрозы взрослых в семье;

ü отсутствие возможности для ролевой индентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков;

ü психические травмы типа испуга;

ü постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей.

Мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Очень чувствительны дети младшего школьного возраста к конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители часто ссорятся, ругаются, то число этих страхов выше, чем когда отношения хорошие. Как мальчики, так и девочки в реагируют появлением страхов на конфликт родителей.

Возрастные проявления страха, тревожности сами проходят у детей, если родители спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности ребенка. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.

Наиболее распространенные страхи

у детей и подростков

 

Возраст

Объекты страха

0-6 месяцев

Потеря физической поддержки, резкие звуки

7-12 месяцев

Незнакомые люди; внезапное, неожиданное появление предметов или предметы, угрожающего вида

1 год

Разлука с родителями, травма, незнакомые люди

2 года

Громкие звуки, животные, темная комната, разлука с родителями, крупные предметы, изменения окружающей обстановки

3 года

Маски, темнота, животные, разлука с родителями

4 года

Разлука с родителями, животные, темнота, шум

5 лет

Животные, «плохие» люди, темнота, разлука с родителями, физическая травма

6 лет

Сверхъестественные существа, физическая травма, гром и молния, темнота, пребывание в одиночестве, разлука с родителями

7-8 лет

Сверхъестественные существа, темнота, события, показанные в телепередачах, пребывание в одиночестве, физическая травма

9-12 лет

Тесты и экзамены в школе, школьная успеваемость, физическая травма, внешность, смерть

12-15 лет

Личные отношения, внешность, будущее, сверхъестественные явления, природные бедствия

 

как НАДО

вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх

 

♦ Первым делом выяснить причину страха.

♦ При выборе воспитательных мероприятий, учитывать, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер.

♦ Помните, что дошкольник еще не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны.

♦ Ни в коем случае не запугивать ребенка даже тогда, когда родители сами опасаются за его безопасность.

♦ Не напоминать ребенку о страхе. Не злоупотреблять чтением страшных сказок и просмотром кинофильмов.

♦ Обучать терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха.

♦ Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть и любимая игрушка заснет в его кроватке.

♦ Постарайтесь проиграть пугающее малыша событие в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным для повседневности.

♦ Дайте ребенку карандаш, пусть он рисует свои страхи до тех пор, пока не освободится от них.

♦ Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.

 

 

как НЕ НАДО

вести себя с ребенком, испытывающим страх

 

♦ Использовать методы запугивания и наказания в целях воспитания.

 

♦ Не обращать на страх ребенка никакого внимания и не пытаться помочь ему преодолеть его.

 

♦ Перегружать фантазию и воображение ребенка сказками и историями, пугающими его.

 

♦ Передавать свой страх ребенку.

 

♦ Обесценивать страх ребенка, ругать ребенка за то, что он боится или стыдить его.

 

♦ Выяснять отношения при детях, так как дети из конфликтных семей более подвержены страхам.

 

 

Картина дня

наверх