Страх – психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность.
Для большинства детей характерно наличие страхов, многие из них проходят со временем и вызывают во взрослом возрасте лишь улыбку. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.
Все дети испытывают страх, тревогу, беспокойство или смущение – чувства, которые возникают у каждого человека в процессе его роста и развития.
Существует понятие возрастных страхов – типичных для определенного этапа развития и отражающих познания детей об окружающем мире. Такие страхи являются возрастной нормой, полезны, когда точно выполняют свои функции, а потом исчезают. Однако постоянные или усиливающиеся страхи ребенка, с которыми не удается справиться, могут негативно влиять на развитие ребенка.
Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов:
ü наличие страхов у родителей;
ü тревожность в отношениях с ребёнком;
ü избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество запретов, а также многочисленные угрозы взрослых в семье;
ü отсутствие возможности для ролевой индентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков;
ü психические травмы типа испуга;
ü постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей.
Мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца.
Очень чувствительны дети младшего школьного возраста к конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители часто ссорятся, ругаются, то число этих страхов выше, чем когда отношения хорошие. Как мальчики, так и девочки в реагируют появлением страхов на конфликт родителей.Возрастные проявления страха, тревожности сами проходят у детей, если родители спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности ребенка. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.
Наиболее распространенные страхи
у детей и подростков
Возраст | Объекты страха | |||
0-6 месяцев | Потеря физической поддержки, резкие звуки | |||
7-12 месяцев | Незнакомые люди; внезапное, неожиданное появление предметов или предметы, угрожающего вида | |||
1 год | Разлука с родителями, травма, незнакомые люди | |||
2 года | Громкие звуки, животные, темная комната, разлука с родителями, крупные предметы, изменения окружающей обстановки | |||
3 года | Маски, темнота, животные, разлука с родителями | |||
4 года | Разлука с родителями, животные, темнота, шум | |||
5 лет | Животные, «плохие» люди, темнота, разлука с родителями, физическая травма | |||
6 лет | Сверхъестественные существа, физическая травма, гром и молния, темнота, пребывание в одиночестве, разлука с родителями | |||
7-8 лет | Сверхъестественные существа, темнота, события, показанные в телепередачах, пребывание в одиночестве, физическая травма | |||
9-12 лет | Тесты и экзамены в школе, школьная успеваемость, физическая травма, внешность, смерть | |||
12-15 лет | Личные отношения, внешность, будущее, сверхъестественные явления, природные бедствия | |||
как НАДО вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх
♦ Первым делом выяснить причину страха. ♦ При выборе воспитательных мероприятий, учитывать, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер. ♦ Помните, что дошкольник еще не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны. ♦ Ни в коем случае не запугивать ребенка даже тогда, когда родители сами опасаются за его безопасность. ♦ Не напоминать ребенку о страхе. Не злоупотреблять чтением страшных сказок и просмотром кинофильмов. ♦ Обучать терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха. ♦ Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть и любимая игрушка заснет в его кроватке. ♦ Постарайтесь проиграть пугающее малыша событие в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным для повседневности. ♦ Дайте ребенку карандаш, пусть он рисует свои страхи до тех пор, пока не освободится от них. ♦ Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать. |
|
как НЕ НАДО вести себя с ребенком, испытывающим страх
♦ Использовать методы запугивания и наказания в целях воспитания.
♦ Не обращать на страх ребенка никакого внимания и не пытаться помочь ему преодолеть его.
♦ Перегружать фантазию и воображение ребенка сказками и историями, пугающими его.
♦ Передавать свой страх ребенку.
♦ Обесценивать страх ребенка, ругать ребенка за то, что он боится или стыдить его.
♦ Выяснять отношения при детях, так как дети из конфликтных семей более подвержены страхам.
|
|